М-12. Дорога тысячелетий
Дорога тысячелетий. На сайте «Автодора» появилась страница об археологических раскопках перед строительством трассы М-12.
Вот что пишут по этому поводу на портале Института Археологии Российской Академии наук:
Тематический раздел, посвященный археологическим раскопкам перед строительством трассы М-12 «Москва – Казань», появился на сайте ГК «Автодор». Благодаря ему, посетители сайта смогут узнать об археологических памятниках, расположенных на территории автомагистрали. Об истории этих мест, людях, живших здесь от каменного века до Средних веков и Нового времени. Узнать о их жизни, быте и материальной культуре.
Структура раздела организована по двум осям: пространственной и временной. Раздел открывает наложенная на географическую карту схема трассы М-12. На ней точками обозначены археологические памятники, исследованные перед строительством автомагистрали. Нажатие на точку открывает описание памятника: его местоположение, хронологические рамки, планировку. Тексты сопровождаются гиперссылками на статьи на сайте ИА РАН, посвященные исследованиям этого памятника.
Притом, под интерактивной схемой перечислены эпохи, в хронологических границах которых находились исследованные памятники. Самая ранняя граница – это эпоха мезолита, 10 тысяч лет назад. Самая поздняя – период Нового времени, XVIII–XIX вв. Кстати, к описанию каждой эпохи есть фотографии самых интересных и ярких находок, собранных при раскопках перед строительством трассы. В аннотации к каждой фотографии есть пояснения, что это за предмет, для чего он был предназначен и насколько широко был распространен.
Дорога тысячелетий
Широкомасштабные археологические исследования позволили получить новые научные данные. Многие памятники исследовались на всей площади. Есть принципиально новые знания о планировке поселений эпох камня и бронзы, Средневековья и Нового времени. В свою очередь выяснили, как строились жилища эпохи мезолита в долине Оки. Где располагались, например, мастерские, стойла для животных и в каких местах хоронили своих соплеменников люди, жившие по берегам реки Пьяны в эпоху бронзы. Настоящим открытием стало понимание пространственной организации древнерусских селищ под Муромом. Кроме того, при раскопках памятников Нового времени удалось получить результаты, рассказывающие об устройстве промыслов. Особое место среди изученных памятников занимает территория Кондряевского (Киверсовского) стекольного завода. Безусловно- это интересный пример изучения производственной территории XVIII–XIX вв. Он характеризует, прежде всего, становление и развитие промышленных предприятий России.
Раскопки перед строительством трассы создали в пространстве автотрассы виртуальную «дорогу тысячелетий», на которой выстроились поселения и могильники, охотничьи и промысловые стоянки, мастерские и промышленные помещения – все то, благодаря чему мы можем понять, какой была история на этих территориях и какое место они занимают в истории России.