Огненное письмо

«Огненное письмо: Ростовская финифть XIX-XXI веков». Открыта Выставка в Музейном центре «Палаты». На ней представлено более 200 уникальных предметов из собрания Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль».

Музей-заповедник не устает нас радовать. Совсем недавно писали, как у них камень цветет.

Ростовская финифть – народный художественный промысел – изделия с миниатюрной живописью по эмали. Они которые в веках сохраняли первозданную яркость красок и прочность блестящей поверхности. Они ценились на Руси наравне с золотом и серебром. Финифтью украшали церковную утварь, одежду священнослужителей, оклады книг и икон. У народа были популярны яркие небольшие иконки. А знать покупала ювелирные украшения, трубки, табакерки, часы и столовые приборы.

Искусство финифти пришло на Русь в X веке из Византии, где ее называли «огненным письмом». Технология ее производства включала нанесение на металлическую основу специальной стекловидной массы, которая затем обжигалась. Это был элитарный вид искусства, потому что только блестящее художественное мастерство и безупречное владение секретами обжига позволяло создавать настоящие шедевры. Наиболее обширным собранием финифти обладает Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль». Поскольку крупнейшим центром искусства финифти был и остается Ростов Великий. Часть этой коллекции привезли во Владимир.

Открыта Выставка в Музейном центре «Палаты»
Огненное письмо: Ростовская финифть XIX-XXI веков.

История появления этого уникального промысла в Ростове предположительно зарождается в XVIII веке при архиерейском доме (Ростовском кремле). Здесь в то время выполняли исключительно церковные заказы. В середине XIX века финифть начинают изготавливать и за пределами кремлевских стен. Произведения местных умельцев – небольшие иконы – становятся широко известны. Их активно покупают многочисленные паломники, приезжающие к местным святыням, ими украшают монастыри по всей России.

Огненное письмо. Возвращение

После революции религиозная тематика оказывается под запретом, в промысле начинается поиск новых тем и сюжетов. Одной из узнаваемых «находок» XX века становится цветочная тематика. Ее развитие связано с возникновением в 1960 году фабрики «Ростовская финифть». Поражающие изысканностью, легкостью и воздушностью цветочные композиции нашли широчайшее воплощение в женских ювелирных украшениях. Гарнитуры, серьги, кольца, кулоны, браслеты и броши талантливых художников- миниатюристов Елены Котовой, Татьяны Михайленко, Натальи Серовой, Ларисы Самоновой, Валерия Кочкина пользовались огромной популярностью. Работы этих мастеров отличает удивительная цельность росписи, материала и формы.

Параллельно художники фабрики развивали и традиционные жанры.

Огненное письмо: Ростовская финифть XIX-XXI веков.
Огненное письмо: Ростовская финифть XIX-XXI веков.

На выставке гости увидят настоящие шедевры из финифти – портреты поэтов, ученых и исторических личностей разных лет, изображения ростовских святынь, сказочные образы ведущего художника фабрики Александра Хаунова и заслуженного художника России Николая Куландина, душевные лирические пейзажи Александра Тихова и Валерия Кочкина и, конечно, великолепные иконы, которые вернулись в ростовскую живопись в 90-е годы прошлого века.

Сегодня смело можно сказать, что современным мастерам ростовской финифти подвластны все техники и технологии, в которых работали прославленные фирмы эпохи расцвета русской художественной эмали.

По материалам пресс-релиза.