Литье по-русски

Когда говорят о русских народных промыслах вспоминают непременно что-то деревянное, или лыковое, ну может быть еще вязанное да тканное. А литье металла – это что-то очень индустриальное к народным традициям отношение не имеющее. На самом деле это не так.

Первые медные украшения найденные археологами в нашем родном нечерноземье – ровесники египетских пирамид. Второе- третье тысячелетие до Рождества Христова. Их изготавливали мастера неведомого народа, весьма вероятного предка всех славян, балтов, германцев, кельтов, италийцев – т.е почти всех этносов восточной и центральной Европы. “Фатьяновцы” – одно из их условных названий. Они оставили потомкам свои черты облика и характера, единые для столь разных сейчас народов. Но кроме биологического наследия, преемственность которого понятна и объяснима, существует еще преемственность культурного кода.

Через века – после смены эпох, Великого переселения народов, мы снова по всему ареалу их распространения находим чем-то неуловимо схожие с прежними, изящные вещицы из меди и сплавов. Великолепие бронзовых, серебряных, золотых украшений домонгольской Руси перекликается по технике, по стилю и по тематике с изделиями ювелиров от Атлантики до Урала.

Традиции мастерства не прерываются, но мастера и мастерские перемещаются гонимые злыми ветрами истории. Так, после разорения русских княжеств монгольскими полчищами – наступил упадок ремесел в Киеве, Рязани, Владимиро-Суздальском Ополье, но высокое искусство художественного литья развивается в северо-восточной глубинке, до которой у завоевателей просто руки не дошли.

Микляиха навсегда

Никто доподлинно не установил – когда в деревне Микляихе были сооружены первые печи, остатки которых до сих пор видны на склонах оврагов. Деревушка малая, даже по местным меркам. Упоминание о ней встречается только в восемнадцатом веке, когда “микляйхские литцы” оказались востребованы в мастерских Императорского монетного двора. Откуда в Питере прознали про умельцев? Ну так деревушка-то принадлежала роду Кологривовых, который по древности царствующих Романовых легко обходил. А дипломат Юрий Иванович Кологривов был агентом по найму мастеров и покупке художественных произведений в Европе для русского двора. Мог дать экспертную оценку микляихскому народному промыслу.

Искусство не появляется на пустом месте, оно растет, крепнет веками. Какая же глубина традиции должна скрываться нашей глубинке, не интересной ни хану Батыю, ни современным археологам?

Земля тут у нас, на отрогах Клинско-Дмитровской гряды бедная, глинистая, сохой народу не прокормится. Вот ремесло – это да, оно кормит, из поколения в поколение. Глина, которой в избытке – она и для керамики, и для литейного дела – очень даже нужный материал. Стоит только правильно приложить руки – и можно жить. Умелые руки местных “литцов”- литейщиков, не только в Микляихе, но и например, в Литвиново – стали одним из решающих факторов выбора купцом Кольчугином места для строительства меднолитейных заводов. Так промысел стал промышленностью.

Индустриальная мощь оттеснила ремесло, почти уничтожила его. Но только – почти. Потому как кадры по прежнему решали если не все, то очень многое. Руки и голова мастеров – вот тот ресурс без которого бесполезны любые производственные мощности и любые расклады рынка.

Мастер посудного цеха Сергей Анатольевич Рогожин, со своими единомышленниками Романом Горшуновым и Николаем Алпаткиным, обладали этим ресурсом в полной мере. А еще – живым интересом к истории своей страны и народа. В 2008 году Сергей организовал в пустующих гаражах Кольчугинской швейной фабрики предприятие ООО “Микляихское литье”– творческую мастерскую, занимающаяся сложным, необычным художественным литьем из бронзы и драгметаллов. Круг замкнулся, пусть и на новом технологическом уровне.

Мастерская

Здесь полумрак, ярко освещены только рабочие места специалистов. Вот место “восковщиц” – здесь из особого ювелирного воска, темно синего и довольно прочного материала, по изготовленным скульптором и гравером образцам изготавливается форма будущей отливки. Работа очень кропотливая, требующая верного глазомера и высокой точности движений.

Сразу две Натальи работают над причудливой “восковой елочкой”. Вместо веток на ней – крохотные фигурки животных – это будет целая партия изделий перекликающихся с Пермским “звериным стилем”. Кстати, есть обоснованное предположение, что и в древности аналогичная задача решалась именно женскими руками.

Восковая форма будет помещена в особую оболочку из формовочной смеси и зафиксирована в жаропрочном цилиндре. Тигель с шихтой ставится в печь огромными клещами. В печи – температура выше 1000 градусов. Опока к этому времени уже подготовлена в прокалочной печи – воск из нее выжжен. Осталась внутренняя полость, которую литейщики заливают расплавом. Затем опока охлаждается и размывается под струей воды, а бывшая “восковая елочка” воплощается в металле. По свой форме этот ювелирный полуфабрикат удивительно похож на природный медный дендрит. Именно в таком виде находили медные и золотые самородки наши предки. Не это ли сходство вдохновило самых первых литейщиков мира?

Потом – долгая и тщательная финальная обработка, убирающая все лишнее, выделяющая все нужное

Да, печь – индукционная, а не угольная, вакуумный насос откачивает воздух в литейной форме , отчего металл равномернее, без каверн заполняет ее. Такого не было у древних литейщиков. Но прогресс вообще никогда не стоял на месте, это видно по археологическим находкам разных периодов. Ну по сути – это все тот же древний технологический процесс, известный еще с эпохи энеолита. Примерно так же поступали и фатьяновские ювелиры.

Темы

Здесь могут изготовить все – хоть ваш личный бюст в качестве пресс-папье. Но чаще конечно используются другие темы. Фигурки зверей и птиц – лосей, кабанов, медведей глухарей, возможно самые узнаваемые из всего ассортимента. Архаика, отсылка к Перми и скифам? Почему бы нет. В наших жилах течет кровь многих великих народов дописьменной истории.

Символика древних славян, еще не слыхавших про Рюрика? Тоже актуальная тема. Владимиро-Суздальская Русь с могучим Византийским влиянием? Элементы окладов икон и старинных церковных книг – немалая доля заказов поступает от реставраторов и реконструкторов.

Пряжки, застежки, части конской сбруи – все это кусочки нашей материальной истории. Как и миниатюрные скульптуры исторических деятелей – князей, царей, полководцев.

Прототипы – реальные, легендарные , а то и просто литературные. Например – череда персонажей Булгакова, Ильфа и Петрова, Бажова. Они уже стали строчками нашего культурного кода и не подлежат забвению.

Гербы – городов и стран, символика партий и движений тоже есть в коллекции микляихских мастеров.

История не заканчивается сейчас, она – цепь поколений. скрепленных литейщиками, для которых нет грани между ремеслом и искусством. Кто знает. когда наши потомки вдруг найдут маленькие бронзовые фигурки, которые еще теплыми стоят сейчас на верстаке?
А.Павлов

Впервые опубликовано в газете “Кольчугинские новости”

Spread the love